Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

сегодня 26 июля, вторник

Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Мартин Шаккум: ответственность за безопасность зданий возлагается на собственника

22.02.2011

 

Сегодня в Государственную Думу внесен законопроект "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подготовленный Комитетом Государственной Думы по строительству и земельным отношениям и Минрегионом России.

Как пояснил автор проекта, председатель профильного комитета Мартин Шаккум, этот законопроект направлен на повышение безопасности объектов капитального строительства.

"В последнее время участились случаи обрушений зданий и сооружений и другие аварийные ситуации, повлекшие значительные человеческие жертвы. Среди них - обрушения Трансвааль-парка, Басманного рынка, пожар в клубе "Хромая лошадь" и другие.

Всякий раз в подобных случаях семьи погибших и пострадавших граждан получают некое пособие, которое выплачивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Фактически, эти выплаты осуществляются за счет налогоплательщиков. В то же время собственники этих зданий практически не несут никакой ответственности.

Хотел бы проиллюстрировать действие этого закона на конкретных примерах, связанных с обрушениями Трансвааль-парка и Басманного рынка. Что произошло бы, если бы нормы этого закона действовали на тот момент? В этом случае семьи погибших и пострадавшие немедленно получили бы возмещение от собственников зданий или от лиц, которым была передана ответственность за их эксплуатацию.

Помимо помощи от городских властей, все семьи погибших получили бы от собственника по три миллиона рублей каждая. Лица, которым был причинен тяжкий вред здоровью, получили бы по два миллиона рублей, а те, кому был причинен вред здоровью средней тяжести - по одному миллиону рублей.

Может возникнуть вопрос, действительно ли виноват собственник? В этом стали бы разбираться. И что бы выяснилось? В случае Трансвааль-парка выяснилось бы, что виноват в самом деле собственник. Первоначально был запроектирован купол здания, который состоял из тонкостенных металлических конструкций. Даже в случае обрушения (хотя вероятность такого обрушения была бы ничтожно мала), одним своим краем этот купол оперся бы на землю и это не привело бы к массовым травмам и гибели людей. Однако собственник, в целях получения 30-процентной экономии, потребовал от архитектора спроектировать железобетонный купол.

Если мы теперь внимательно посмотрим на процесс строительства, то обнаружим еще одного виновного. Даже обрушение железобетонного купола могло бы не повлечь за собой такое количество жертв, если бы заливка бетона купола выполнялась непрерывно и обеспечивала бы конструкцию этого купола, как единого целого. А поскольку генподрядчик в процессе заливки купола делал определенные паузы, то купол представлял из себя фрагментарную конструкцию, которая при обрушении разделилась на отдельные куски; они-то и нанесли смертельные травмы гражданам, находившимся в этом сооружении. Если бы купол упал целиком, то он, опираясь на землю, наоборот, выполнял бы функции защиты. Таким образом, здесь устанавливаются три виновника: собственник, руководитель проекта и генподрядчик.

Другой случай - Басманный рынок. Там был такой же купол, правда, выполненный с соблюдением всех правил и обладавший достаточной прочностью. Сверху в качестве утеплителя был засыпан керамзитобетон, который был защищен гидроизоляцией. Однако в результате 30-летней неправильной эксплуатации возникли многочисленные протечки, которые значительно увеличили вес купола за счет проникшей воды, и конструкция не выдержала.

В этом случае семьям погибших была бы также выплачена компенсация за счет собственника по три миллиона рублей; лица, которым был причинен тяжкий вред здоровью, получили бы по два миллиона рублей, а те, кому был причинен вред здоровью средней тяжести - по одному миллиону рублей.

Собственник или эксплуатирующая организация, с которой был заключен соответствующий договор, понесли бы еще и уголовную ответственность.

То же самое произошло бы и в случае пожара в клубе "Хромая лошадь". Не думаю, что семьи погибших испытали особое облегчение от того, что собственник получит несколько лет тюремного срока. Наверное, было бы лучше, если бы родственникам погибших было выплачено по три миллиона рублей за счет собственника, а пострадавшие различной степени тяжести получили бы по два и одному миллиону рублей, соответственно.

Законопроект предусматривает не только выплату компенсаций в случае трагических происшествий. Он направлен также на то, чтобы собственник вел себя более ответственно. Чтобы он правильно осуществлял эксплуатацию зданий и сооружений. При приобретении зданий будущий собственник будет проводить экспертизу, которая позволит выявить те или иные дефекты. При приемке зданий в долгосрочную аренду арендатор также будет проводить обследование здания.

Будут заключаться договоры с более компетентными и профессиональными эксплуатирующими организациями. Более качественно будет осуществляться строительный надзор. Начиная с этапа проектирования, собственник будет заботиться о том, чтобы здание было более безопасным.

Этот законопроект также направлен на ликвидацию административных барьеров в строительстве.

Сегодня основные временные потери - месяцы, а иногда годы, приходятся на получение разрешений на строительство, ввод объекта в эксплуатацию, подключение к инженерным сетям.

Это происходит потому, что система обеспечения безопасности зданий и сооружений, доставшаяся нам практически без изменений со времен социализма, в новых условиях безнадежно устарела. Более того, она превратилась в мощный системообразующий фактор возникновения бесчисленного количества барьеров. В этой системе всю полноту ответственности за безопасность зданий и сооружений несет государство в лице чиновников Госэкспертизы, Ростехнадзора и муниципалитетов, на которых возложена административная и уголовная ответственность.

На практике под заключением государственной экспертизы стоит от 15 до 25 подписей экспертов-чиновников, которые, как я уже сказал, несут административную и уголовную ответственность.

Чиновники Ростехнадзора отвечают за полное соответствие построенного здания проектной документации. Парадоксально, но почему-то не генподрядчик, а именно чиновник стройнадзора отвечает за соответствие выполненных работ проектной документации.

Также вместе с чиновниками муниципалитета сотрудники Ростехнадзора подписывают важнейшие документы о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию. И именно они гарантируют, что этот объект соответствует всем требованиям безопасности.

Тяжелое бремя ответственности чиновники по мере возможности "компенсируют" непомерными сроками рассмотрения документов и дополнительным материальным вознаграждением за свой нелегкий и рискованный труд.

В итоге, время от получения разрешения на строительство до сдачи объекта в эксплуатацию зачастую кратно превышает нормативные сроки.

Теперь, как я уже отмечал, ответственность за безопасность зданий и сооружений как на стадии строительства, так и в процессе эксплуатации объекта возлагается на собственника (на стадии строительства - на застройщика). Выбор компетентной проектной организации также является правом собственника.

Закон персонифицирует ответственность главных инженеров и главных архитекторов проекта. Это будут специалисты, отвечающие определенным требованиям, и имеющие квалификационный аттестат.

Вводится негосударственная экспертиза, требования к квалификации экспертов. Заключение негосударственной экспертизы будет основанием для выдачи разрешений на строительство.

Для уникальных, особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, а также объектов, финансируемых из бюджета, сохраняется государственная экспертиза.

Реализация всех этих положений законопроекта приведет к снижению административных барьеров, повышению качества и безопасности строительных работ и в целом будет способствовать осуществлению приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Шаккум также сообщил, что 24 февраля 2011 года его Комитет проводит заседание круглого стола на тему "Правовые механизмы обеспечения безопасности зданий и сооружений", где будет подробно обсуждаться внесенный сегодня законопроект. В заседании примут участие замминистра регионального развития Владимир Токарев, замминистра промышленности и торговли Владимир Саламатов, замминистра транспорта Олег Белозеров, а также представители Ростехнадзора, ФГУ "Главгосэкспертиза России", саморегулируемых организаций в области строительства, проектирования, инженерных изысканий, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители крупнейших строительных организаций.

 

 

Наверх